
На фото: Саркози на конгрессе

Получается только Франция не испугалась и не пожалела денег на фундаментальную науку в кризис, а остальные струсили?
- Другими словами, французы использовали при принятии решения не только арифметику, но и высшую алгебру.
- И все же президент Франции сказал прямо: "Страна, которая не дает главный приоритет фундаментальным исследованиям, допускает историческую ошибку".
- Именно историческую. Саркози мыслит не в масштабах нескольких лет, а вглядывается вглубь XXI века.
- Саркози подчеркнул, что у фундаментальных исследований нет очевидной связи с прикладными результатами. Как он выразился, "электричество было открыто не в результате проекта по усовершенствованию свечи".
- Действительно, мне запомнились его слова: "Нужно взрастить дерево фундаментальной науки, чтобы потом пользоваться выросшими на нем плодами инноваций". И дерево это надо тщательно взращивать, оберегать и поливать.
- Французский президент употребил в своей речи оборот "послание французскому научному сообществу". Но фраза: "Некоторые правительства предпринимают попытку..." - выглядит как дипломатическая подсказка...
- Возможно. Безусловно, речь президента, в основном, была обращена к мировому научному сообществу, но вопросы бюджета - дело политическое. Он прямо сказал:
"Сейчас, когда молодые люди выбирают научную карьеру (а число их угрожающе падает), это вам в ваших странах нужно бороться и воспитывать любовь к науке и общую научную культуру".
"Вам в ваших странах..."
И еще он назвал науку окружающей средой человека. Поэтому о ней необходимо особо тщательно заботиться.
- Среди выдающихся научных коллективов, на которые Франция возлагает особые надежды, Саркози выделил ученых в Сакле. Что он имел в виду?
- Сакле - один из ведущих научных центров, по возрасту сопоставимый с Дубной. И в нем так же, как и сегодня в Дубне, создаются самые разные инновационные предприятия. Очень многогранная организация, финансируется в основном Комиссариатом по атомной энергии (CEA), занимается и фундаментальными исследованиями, и прикладными вопросами. Сакле - один из ведущих партнеров ЦЕРНа. Да и у Дубны с Сакле самое тесное сотрудничество.
- В речи президента заметны и некоторые преувеличения. Например:
"Я слышу о Сакле с тех пор, как стал заниматься политикой. Но я никогда не видел и цента, потраченного на Сакле. А теперь мы выделяем 1 миллиард евро".
Но Сакле, как ведущий научный центр, без денег не появится.
- Ораторы могут позволить себе гиперболы. На самом деле, Саркози имел в виду, что новая зона Сакле, предназначенная на расширение научной программы, включающей инновации, единовременно получила дополнительно миллиард евро.
- Именно в Сакле Франция собирается создавать свою Силиконовую долину. Там, где фундаментальная наука укоренилась, создавалась более полувека. Вот, что сказал президент:
"Годами мы говорили сами себе, что у нас есть высокотехнологичные компании, научно-исследовательские центры, высшие инженерные школы, лаборатории, университеты. Какое замечательное сочетание! Но на самом деле это выглядело, как если бы мы, имея все составляющие Силиконовой долины, ждали бы пришествия Христофора Колумба, который бы появился и открыл ее. У нас действительно было что-то, о чем мы не знали. И вот теперь мы хотим сделать Сакле одним из самых лучших научно-исследовательских кампусов мира".
Заметно, что подход к созданию Силиконовой долины, кардинально отличается от Сколково.
- Различные условия - разные решения.
- Президент особо отметил, что амбиции Франции не ограничиваются собственными научными возможностями. Она собирается сделать все, чтобы Европа стала лидером в мировых научных исследованиях.
- Да, но он также и подчеркнул, что база для научного сотрудничества создается все же в своей стране. Не будет ее, никто не станет с тобой кооперироваться.
- Так зачем же президент Франции приехал на конгресс физиков, занимающихся, как он сказал, экзистенциальным вопросом: почему там, где ничего не должно быть, все-таки что-то есть?
- Потому что он видит в ученых надежду планеты. В их руках, не в меньшей степени, чем в руках политиков, будущее Земли. Впрочем, он сам ответил на этот вопрос:
"Многие люди спрашивали меня, почему я запланировал посетить вашу конференцию. Почему я прервал свою работу? Чтобы лучше понять, чем вы занимаетесь сегодня. Разве это не важно, когда глава государства одной из пяти важнейших мировых держав обращается к научному сообществу, которое со своими знаниями и научным пониманием несет ответственность за будущее планеты? Поэтому это странный вопрос, когда люди удивляются тому, что я присутствую здесь... Ваша работа не из легких, моя - тоже. Но я уверен, мы нужны друг другу. Мы нужны вам для того, чтобы давать ресурсы и определять социальные задачи для вашей работы, защищать свободу исследований. А вы нам нужны для того, чтобы убедиться в том, что ваши фундаментальные исследования приводят к инновационным решениям, которые нам требуются, если мы хотим заниматься главными вопросами, стоящими перед странами, которые мы возглавляем".
- Как реагировала научная аудитория на речь президента Франции?
- Реакция была трудно передаваема. Разве могут что-то сказать слова: овации, продолжительные аплодисменты, масса позитивных эмоций?.. Мы были приятно поражены не просто речью президента, а правильным пониманием им стратегических перспектив.
Беседовал
Юрий Батурин
Viperson
viperson.ru