English     

# 571009   
Главная страница VIPERSON.RU
Версия для печати
<< Назад


Психология массовой коммуникации. Программа

 

Распределение часов курса

по темам и видам работ

 

  Количество часов по видам обучения 
Но-мер   Наименование темы     Аудиторные занятия Самостоят.  
 темы Всего

Лекции

Практ.

занятия

Семи-нары

работа
 1Предмет, задачи и методы     курса `Психология массовой коммуникации`. Массовая коммуникация как объект изучения44-26
 2Специфика инфор- мационного процесса в условиях массовой коммуникации1866626
 3Установка и стереотип1866618
 4Психологические особенности коммуникации2066618
 5Эффективность массовой коммуникации2288622
 6Общественное мнение, массовое поведение и массовая коммуникация2086616
  Итого:1023832 32106
             

 

Форма контроля - экзамен.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса - дать общие понятия о психологических особенностях протекания массовой коммуникации, познакомить студентов с профессиональной терминологией, с которой им придется сталкиваться в практической деятельности.


Задачи курса. Основными задачами курса являются:

-    изучение специфики коммуникативного процесса в условиях массовой коммуникации;

-    раскрытие специфических сторон общения в массовой коммуникации;
-    изучение социальных и социально-психологических функций массовой коммуникации;

-    социально-психологическое изучение структурных компонентов массовой коммуникации;

-    исследование эффективности массовой коммуникации.

Место курса в системе социогуманитарного образования.

Массовая коммуникация как разновидность массового человеческого общения изучается многими дисциплинами, однако психологический аспект проблемы имеет свою специфику, связанную с основными психологическими особенностями установок, стереотипов людей. Необходим комплексный подход к изучению массовой коммуникации: сочетание элементов социально-психологического, социологического и общепсихологического исследования, а также комплекса компонентов и процессов массовой коммуникации.

Требования к уровню освоения курса.

Прежде всего студенту необходимо ознакомиться с программой и учебной литературой. Список основной литературы указан в конце учебной программы, адаптированный - к каждому практическому занятию, семинару и самостоятельной работе.
Студенты в течение всего семестра должны последовательно и систематически работать над курсом. Составить план-график, подобрать к каждой теме рекомендуемую и дополнительную литературу и усвоить сроки изучения той или иной темы.

При изучении литературы важно уяснить основные понятия и выводы, систему доказательств, приводимых авторами. После прочтения лекции, главы, раздела или статьи необходимо выделить основную мысль, главные положения и законспектировать их. Необходимо данную работу обсудить с преподавателем и учесть те замечания, которые он сделает.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Предмет, задачи и методы курса "Психология массовой коммуникации". Массовая коммуникация как объект изучения.

Массовая коммуникация как разновидность массового человеческого общения, опосредованного техническими средствами (печать, радио, телевидение).

Понятия "массовая коммуникация" (средства массовой коммуникации) и "массовая информация" (средства массовой информации). Традиция использования данных понятий в различных науках и сферах жизнедеятельности.

Понятие общения. Общение как универсальное взаимодействие в человеческой среде. Межличностное и межгрупповое общение. Средства массовой коммуникации - инструмент общения не отдельных индивидов, а больших социальных групп.

Понятие информации. Виды информации. Социальная информация. Информационная деятельность. Информационное поле.

Условия возникновения коммуникации. Коммуникабельность. Условия адекватной коммуникации. Функции коммуникации. Коммуникация как фактор общения (психологический и социальный контакт, обмен знаковой информации). Коммуникация как знаковая регуляция поведения людей.

Виды коммуникации (прямая - непрямая, публичная - частная, межличностная - массовая, с обратной связью и без обратной связи, формальная и неформальная). Политическая коммуникация. Виды политической коммуникации. Коммуникация значения и коммуникация убеждения.

Отлаженная обратная связь. "Шумы" в канале коммуникации.

Особенности межличностной коммуникации. Коммуникативная связь. Коммуникация как система. Три стадии коммуникации.

Условия возникновения и функционирования массовой коммуникации. Социальная направленность массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Роль массовой коммуникации в обществе.

Массовая коммуникация как явление социальной психологии (двуступенчатый характер массовой коммуникации, лидеры мнения, влияние группы). Массовая коммуникация как канал межгруппового общения. Три стороны общения в массовой коммуникации. Язык массовой коммуникации. СМК - СМИ - СМИП. Периодические и непериодические средства массовой коммуникации.

Психологические исследования массовой коммуникации: имидж коммуникатора, психографика. Психологические аспекты изучения аудитории.

Тема 2. Специфика информационного процесса в условиях массовой коммуникации.

Опосредованность передачи информации техническими средствами и отсутствие непосредственной обратной связи в процессе общения. Организованный, институциональный характер массовой коммуникации и ее ярко выраженная социальная ориентированность.

Постоянство коммуникативных ролей участников массовой коммуникации. Повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения. Преобладание двуступенчатого характера принятия реципиентами сообщений массовой коммуникации (после обсуждения в референтных группах).

Основные различия коммуникативного процесса в условиях массовой коммуникации и межличностного общения. Публичное выступление перед открытой аудиторией как специфическая разновидность массовой коммуникации.

Понятие "цепь массовой коммуникации". Значение изучения цепи массовой коммуникации. Составные цепи массовой коммуникации (источник, сообщения, средства массовой коммуникации, аудитория, эффект, ситуативные составляющие).

Источник массовой коммуникации. Три составные источника: заказчик, институт (орган), коммуникатор. Социальный заказ. Проблема свободы слова и свободы прессы. Социальная позиция журналиста. Функции источника массовой коммуникации. Источник - "привратник" в потоке информации. Преобразование информации во время обработки источником и передачи реципиенту (клиенту).

Источник в собственных глазах. "Мир личности журналиста". Источник в глазах аудитории. Престиж источника. Авторитет источника. Роль "института" (состав, руководство, доверие, известность, престиж, авторитет, организация труда). Роль коммуникатора. Образ коммуникатора. Значение личностных характеристик коммуникатора.

Сообщение. Понятие сообщения в массовой коммуникации. Плотность текста. Принцип близости. Главная мысль. Полнота раскрытия главной мысли. Информативность. Сочетание логики изложения с экспрессивностью. Адекватность понимания. Роль зрительного ряда. Организация текста. Подготовка текста. Языковые "ножницы". Понятие популяризации текста.

Логика и риторика в сообщении. Преодоление когнитивного диссонанса. Широта информации. Убеждение и внушение.

Средства массовой коммуникации: печать, радио, телевидение, кино, видеотехника, графические средства, компьютерные системы. Канал массовой коммуникации.

Конкуренция, взаимодополнение и взаимодействие средств массовой коммуникации. "Горячие" и "холодные" средства массовой коммуникации. "Информационные привычки" и " информационное поведение" аудитора. Средства массовой информации как образ информации. Коммуникационная обстановка.
Принцип выбора средств для конкретных коммуникационных целей. Социально-психологические аспекты разницы восприятия отдельных средств массовой коммуникации. Активное восприятие. Отличие восприятия информации устной, визуальной и аудиоинформации, как это сказывается на эффективности средств массовой коммуникации.

Особенности печатных средств массовой информации. Печать как "горячее" средство массовой информации. Место печати в системе информации общества. Преимущества и недостатки печати как средства массовой информации. Конкурентоспособность печати по отношению к радио и телевидению.
Особенности кино. Выживаемость кино в условиях бурного расцвета электронных средств массовой информации.

Особенности радио. Место радио в системе информации общества. Преимущества и недостатки радио как средства массовой информации. Радиообразность. Психологические и социально-психологические аспекты восприятия радиоинформации. Эффект присутствия.
Особенности телевидения. Зрительно-звуковой язык. Место телевидения в системе информации общества. Преимущества и недостатки телевидения как средства массовой информации.

"Вторая реальность". "Рентген характера". Рамки картины мира. Манипулятивные возможности телевидения. Составляющие теленовостей. Значение "зрительного ряда". Телевизионный диалог - возвращение к межличностному общению. Приватная и публичная индивидуальность. Телевидение - продолжение повседневной жизни. Насилие на экране телевизора. "Детские" проблемы телевидения.
Особенности интернет-технологий как средства массовой коммуникации. Их достоинства и недостатки.

Аудитория массовой коммуникации. Понятие аудитории массовой коммуникации. Общие характеристики аудитории массовой коммуникации (открытая-закрытая, потенциальная, наличная, целевая аудитория). Аудитория отдельных каналов массовой коммуникации. Переход от индивидуального восприятия массовой коммуникации к массовому восприятию. Есть ли "средний" читатель, зритель, слушатель.
Структура личности как база восприятия информации (потребности, интересы, ценности, знания, нормы, установки) и главный барьер на пути влияния массовой коммуникации. Другие барьеры массовой коммуникации (особенности психологических характеристики личности, физические - пространственные и временные, коммуникативные - социально-психологические факторы и состояния личности и группы).
Мотивы обращения к средствам массовой коммуникации.
Типология аудитории (социологическая, социально-психологическая, специальная). Понятие сегментации аудитории. Психографика.
Методы изучения аудитории массовой коммуникации. Опросы, анкетирование, интервью. Использование технических средств для изучения аудитории. Достоинства и недостатки отдельных методов изучения аудитории. Проблема рейтингов каналов массовой коммуникации.
Опыт газеты "Эдази" (Тарту, Эстония). Служба Нильсона в США. Таганрогский эксперимент.

Тема 3. Установка и стереотип

Установка. Понятие установки. Физиологическая основа установки. Установка в структуре личности. Иерархия установок. Фиксированная установка. Установка и проблема опережения в средствах массовой коммуникации. Корректирование установки. Смена установки.

Стереотип. Понятие стереотипа. Психологическая основа стереотипа. Виды стереотипов: мыслительный и знаковый, стереотип общепсихологический и социально-психологический, истинный и ложный, положительный и отрицательный, пропагандистский стереотип. Штамп. Клише. Многообразие форм стереотипов.
Стереотип как вид памяти. Формирование стереотипов. Устойчивость стереотипов. Стереотип и установка. Взаимодействие стереотипа и установки. Значение и смысл.
Стереотип - имидж. Конструирование имиджа. Особенности образа - имиджа. Условия успешного функционирования имиджа. Специфика коммерческого и политического имиджа.
    
Технология создания и разрушения стереотипов.

Тема 4. Психологические особенности коммуникации

Составные особенности коммуникации. Интерес как главный фактор активной коммуникации.

Внимание. Понятие внимания. "Читатель есть читательское внимание". Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Активное - пассивное внимание. Сознательное - бессознательное внимание. Интерес как фактор пробуждения и поддержания внимания. Объем внимания. Избирательность. Сосредоточение. Распределение. Интенсивность. Константность. Этапы внимания как процесса. Характерные особенности процесса внимания. Распределение внимания. Переключение внимания. Концентрация внимания. Внимание устойчивое, неустойчивое, интенсивное. Расстройство внимания. Факторы привлечения внимания в процессе массовой коммуникации. Журналист как организатор внимания в процессе массовой коммуникации.
Восприятие. Понятие восприятия. Восприятие как процесс. Апперцепция. "Ум видит больше, чем глаза". "Уши слышат то, что видит глаз". Структура восприятия. Условия восприятия. Роль интереса. Фигуры и фон. Порог восприятия. Значение интереса. Роль эмоционального состояния реципиента. Узнавание. Факторы, влияющие на восприятие. Особенности восприятия как психологического явления: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, целенаправленность. Роль воображения. "Если нет собственной мысли, ее место займет чужая". Выборочность восприятия. Самоотбор. Значение психического состояния индивида.
Внимание к информации и восприятие ("аналитический эффект", "фиксирующий эффект", "усиливающий эффект"). "Понимающее восприятие".

Понимание. Понятие понимания. "Каждый понимает в меру своей испорченности".

Значение структуры личности для понимания сообщений. Факторы, влияющие на понимание в процессе массовой коммуникации. Шумы и барьеры. Понимание как процесс. Стадии понимания. Мышление как важный фактор понимания. Главный признак понимания. Структура анализа при понимании. Формы понимания. Виды понимания. Фигура и фон как факторы понимания сообщения в средствах массовой коммуникации. Стереотипы, "штампы" как база понимания в процессе массовой коммуникации. Субъективные и объективные факторы понимания. Роль стереотипа и установки. "Нигилизм". Блокирование понимания. Эффект "бумеранга". Организация понимания сообщений в средствах массовой коммуникации.

Память. Понятие памяти. Виды памяти. Эйдетическая память. Выборочность запоминания. Память как процесс. Инерция памяти. Произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание. "Предел насыщения". "Сторожевой эффект". "Дремлющий эффект". Факторы, влияющие на запоминание и воспроизведение информации.

Физиологические основы памяти. Объем памяти. Особенности запоминания в процессе массовой коммуникации. Понимание и запоминание. Воспроизведение. Забывание. Роль интереса и целеположения. Память как фундамент мышления. Значение стереотипов для запоминания и удержания сообщения в памяти. Включение в деятельность как основа запоминания.

Мотивы и потребности. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ. Убеждение и внушение. Психологические модели убеждающего воздействия.

Тема 5. Эффективность массовой коммуникации

Понятие эффективности, эффекта, действенности (результативности) массовой коммуникации. Три исторически сложившихся подхода к оценке эффективности массовой коммуникации. "Газеты втянули нас в войну". "Война миров" Уэллса.
Барьеры массовой коммуникации.

Ожидания и предрасположенность аудитории массовой коммуникации. Критерий эффективности сообщения (соответствие ожиданиям, учет предрасположенности аудитории). Условия эффективности сообщения.

Интерес - основа эффективности массовой коммуникации. "Чем важнее предмет, тем меньше власти у человека с микрофоном". Формула эффективности массовой коммуникации. Непосредственность источников информации как определяющая воздействия массовой коммуникации.

Ситуационные моменты, эмоциональные состояния аудитории как переменные, сказывающиеся на эффективности массовой коммуникации. Информационный климат, господствующие стереотипы, массовидность интенсивности, продолжительность информационного воздействия. Роль обратной связи.

Социально-психологические эффекты массовой коммуникации.

Критерии, способы и методы оценки эффективности массовой коммуникации. Анализ цепи массовой коммуникации как главный путь к повышению ее эффективности. Коммуникатор - организатор эффективного сообщения. Значение мотивации обращения аудитории к средствам массовой информации. Установка на канал.

Основные эффекты массовой коммуникации: нейтральная реакция, малые изменения, перестройка взглядов ("конверсия"). Факторы, делающие конверсию возможной. Кратковременные и долговременные эффекты. Убеждения и внушения как формирующие эффекты массовой коммуникации.
    
Творческие факторы эффективности массовой коммуникации.
Понятия подражания и заражения. Понятие массовых вкусов. Закономерности массового поведения и реклама. Психология моды.

Тема 6. Общественное мнение, массовое поведение и массовая коммуникация

Общественное мнение как продукт средств массовой коммуникации и как критерии их эффективности. Формы воздействия средств массовой коммуникации на процесс формирования и на функционирование общественного мнения. Воздействие общественного мнения на средства массовой коммуникации. Средства массовой информации как рупор общественного мнения.

Массовое поведение (толпа, паника, мода) и воздействие средств массовой коммуникации. Использование механизмов массового поведения (в частности, подражание и заражение) в средствах массовой коммуникации. Закономерности массового поведения и реклама. Значение стереотипов.

Слухи. Понятие слуха. Анализ функционирования слухов как способ изучения потока массовой коммуникации внутри аудитории. Лабораторные способы изучения преобразования информации в процессе межличностного общения.

Факторы, определяющие появление слухов. Формула и закон слуха. Формы слухов. Разрушительная роль слухов. Ступени нарастания слухов. Аудитория слухов. Роль средств массовой информации в распространении слухов. Роль личного интереса.
Процесс искажения сообщения во время передачи слухов. Нивелировка. Выпячивание. Ассимиляция. Роль рационализации. Подгонка под стереотип. Переработка сообщений. Память - творческое начало переработки информации при формировании слуха. Причины искажений сообщений, содержащихся в слухе. Психологическая база искажений.
Виды слухов. Можно ли доверять слухам. Средства массовой информации и слухи. Можно ли использовать слухи как средство или канал рекламы.

Борьба со слухами. Привитие иммунитета к слухам как способ борьбы со слухами. Своевременная, точная информация - главный способ подавления слухов. Опыт борьбы со слухами периода Второй мировой войны.

Психология творчества журналиста, создателя рекламы. Творческое мышление. Методы активизации творческого мышления.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет, задачи и методы курса "Психология массовой коммуникации". Массовая коммуникация как объект изучения

1.    Определение понятий массовая коммуникация, общение, их характеристика.

2.    Массовая коммуникация как явление социальной психологии.

3.    Виды массовой коммуникации.

Литература

Андреева Г.М. Психология социального познания: Уч. пособие. 2-е изд. М., 1998.
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1990.
Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2000.
Организационная психология. М., 2000.
Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001.
Сушков И. Психология взаимоотношений. М., 1999.
Шарков Ф.И. Пособие по управлению без слов. Невербальные средства менеджера. Чебоксары, 1998.
Шихирев П. Современная социальная психология. М., 2000.

Тема 2. Специфика информационного процесса в условиях массовой коммуникации

1.    Психология ролевой деятельности участников массовой коммуникации.

2.    Понятие "цепь массовой коммуникации".

3.    Источники массовой коммуникации: сообщение, принцип выбора, особенности печатных средств и т.д.

Литература

Душков Б.А. Психология и социология микрокосмосов. М., 2001.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1990.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996.
Практическая психология. М., 2000.
Преступная толпа. М., 1998.
Психология толп. М., 1998.
Сушков И. Психология взаимоотношений. М., 1999.
Шарков Ф.И. Пособие по управлению без слов. Невербальные средства менеджера. Чебоксары, 1998.
Шихирев П. Современная социальная психология. М., 2000.

Тема 3. Установка и стереотип

1.    Понятие установок и стереотипов.

2.    Устойчивость стереотипов в условиях массовой коммуникации.

3.    Технология создания и разрушения установок и стереотипов.

Литература

Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М., 1994.
Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
Кэлвин С., Холл Гарднер Линдсей. Теория личности. М., 1999.
Лебон Г. Психология масс. М., 2000.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996.
Максвелл Джон С. Шеф и его команда. СПб., 1998.
Миглграм Стенли. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.
Психология управления. М., 1997.
Солсо Роберт С. Когнитивная психология. М., 1996.

Тема 4. Психологические характеристики коммуникации

1.    Основные социально-экономические характеристики процесса коммуникации: внимание, восприятие, понимание, память и т.д.

2.    Потребностная и мотивационная основа социальной коммуникации.

3.    Роль социально-психологических особенностей личности в процессе коммуникативной деятельности.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
Душков Б.А. Психология типов личности. М., 1999.
Ключникова С. Психоэнергетическая защита. М., 1995.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1998.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1998.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.
Шарков Ф.И. Пособие по управлению без слов. Невербальные средства менеджера. Чебоксары, 1998.
Шихирев П. Современная социальная психология. М., 2000.


Тема 5. Эффективность массовой коммуникации

1.    Понятие эффективности, эффекта, действенности (результативности) массовой коммуникации.

2.    Барьеры массовой коммуникации.

3.    Основные эффекты массовой коммуникации: нейтральная реакция, малые изменения, перестройка взглядов (конверсия) и т.д.

Литература

Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М., 1992.
Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. М., 1996.
Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.
Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.
Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.
Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.
Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений. М., 1996.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

Тема 6. Общественное мнение, массовое поведение и массовая коммуникация

1.    Общественное мнение как продукт средств массовой коммуникации и как критерии их эффективности.

2.    Массовое поведение (толпа, паника, мода и т.д.) и воздействие средств массовой коммуникации.

3.    Слухи как психологическая база искажений.


Литература

Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. Киев, 1992.
Брен Рикк. Как жить в ладу с собой и миром? М., 1992.
Душков Б.А. Ноопсихосоциология народов и эпох. М., 2001.
Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1992.
Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
Культурология, ХХ век. Словарь: СПб., 1997.
Психология толп. М., 1998.
Преступная толпа. М., 1998.
Психоанализ и русская мысль. М., 1994.
Революционный невроз. М., 1998.
Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М., 1998.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.    Понятие массовой коммуникации как разновидности массового человеческого общения.

2.    В чем заключается функция общения как вида социального взаимодействия?

3.    В чем проявляются специфические качества людей в процессе массовой коммуникации?

4.    Какие виды коммуникации Вы знаете?

5.    В чем заключаются психологические исследования массовой коммуникации?

6.    Дайте определение понятия "цепь массовой коммуникации".

7.    Каковы основные источники массовой коммуникации?

8.    В чем заключается принцип выбора средств для конкретных коммуникативных целей?

9.    Назовите основные особенности печатных средств массовой коммуникации?

10.    В чем заключается интернет-технология как средство массовой коммуникации?

11.    Назовите основные мотивы обращения к средствам массовой коммуникации?

12.    В чем заключаются основные психологические особенности установок и стереотипов?

13.    Назовите основные психологические характеристики коммуникации.

14.    Как определить эффективность массовой коммуникации?

15.    Как соотносятся такие понятия как общественное мнение, массовое поведение и массовая коммуникация?


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

1.    Психология массовой коммуникации как предмет изучения.

2.    Психология общения и его роль в организации массовой коммуникации.

3.    Роль массовой коммуникации в обществе.

4.    Проблема свободы слова и свободы прессы.

5.    Психология, логика и риторика в сообщении.

6.    Активное восприятие и его роль в психологии массовой коммуникации.

7.    Структура личности как база восприятия информации.

8.    Мотивационный аспект массовой коммуникации.

9.    Установка и стереотип в развитии личности.

10.     Психологические характеристики массовой коммуникации.

11. Модель идеологического общения в массовой коммуникации.

12. Основные методы социально-психологического исследования массовой коммуникации.

13. Специфика функционирования и восприятия современных каналов массовой коммуникации.

14. "Коллективный" характер коммуникатора в массовой коммуникации.

15. Основные направления исследований коммуникатора в отечественной и зарубежной социальной психологии.

16. Публичность, периодичность, социальная актуальность и универсальность сообщений в массовой коммуникации.

17. Массовый, стихийный, анонимный и разрозненный характер аудитории в массовой коммуникации.

18. Психологические средства воздействия в массовой коммуникации.

19. Комплексный подход к исследованию массовой коммуникации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Андрущенко Б.Т. Межличностные каналы и массовая коммуникация // Вопросы философии. 1971. N 6.
2. Артемов В.Л. Объективная природа стереотипов и их использование в пропаганде // Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.
3. Артемов В.Л. Общественное мнение как критерий эффективности пропаганды. Социально-психологические проблемы формирования и функционирования общественного мнения // Общественное мнение и пропаганда. М., 1980.
4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1990.
5. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.
6. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
7. Душков Б.А. Психология и социология микрокосмосов. М., 2001.
8. Душков Б.А. Ноопсихология народов и эпох. М., 2001.
9. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
10. Мельник А.Н. Mass Media: психологические процессы. М., 1996.
11. Муравьева Н.В. Коммуникативные стратегии журналиста. М., 1998.
12. Проблема стереотипа в средствах массовой коммуникации // Журналист. Пресса. Аудитория. Вып. 6, СПб., 1991.
13. Прохоров Е.П. Психологические проблемы эффективности журналистской деятельности // Журналист. Пресса. Аудитория. Вып. 3. Л., 1986.
14. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998.
15. Рощин С.К. Журналистика и психология. М., 1989.
16. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
17. Тертычный А.А. Психология публицистического убеждения. М., 1989.
18. Тертычный А.А. Ожидания аудитории и текст // Журналистика в 1991г. М., 1992.
19. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.
20. Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. М., 1975.
21. Шарков Ф.И. Пособие по управлению без слов. Невербальные средства менеджера. Чебоксары, 1998.
22. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
23. Шерковин Ю.А. Процессы памяти и массовая коммуникация. М., 1983.
24. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 2000.

Дополнительная

1.    Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2000.
2.    Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998.
3.    Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. М., 2000.
4.    Малахов В.П. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов. М., 2000.
5.    Берн Э. Групповая психотерапия. М., 2000.
6.    Кохут Х. Анализ собственного Я. М., 2000.
7.    Кузнецов И.Н. Технология делового общения. М., 2000.
8.    Уолш Р. Основы духовности. М., 2000.
9.    Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М., 2000.
10.    Росс Л. Ричард Е., Нисбетт. Уроки социальной психологии. М., 2000.



viperson.ru

Реклама


конец рекламы




Шарков Феликс Изосимович



Дата публикации: 26.06.2001
Рейтинг док. : 9408


Облегченная версия:

Психология массовой коммуникации. Программа





<< Назад







Рейтинг@Mail.ru