English     

# 264459   
Главная страница VIPERSON.RU
Версия для печати


В ходе `освоения` президентских грантов директора школ столкнулись с серьезными проблемами

Евгения Лежанина, Воронеж


--------------------------------------------------------------------------------

По национальному проекту "Образование" 47 инновационных образовательных учреждений Воронежской области получили президентский грант в один миллион рублей. Но потратить его на нужды школы оказалось сложнее, чем выиграть этот трудный конкурс.

По словам директоров школ, деньги пришли в область в середине лета. А на счета победителей их перечислили только к 1 сентября, когда руководители образовательных учреждений стали открыто выражать свое недовольство. В ту пору директорам весь процесс закупки самого необходимого для учебного процесса еще казался простым и доступным. О том, на что родной школе нужно потратиться в первую очередь, да не по мелочам, а чтобы обновы запомнились, мечтали всем педагогическим миром. О кондиционерах в компьютерный класс, телевизорах, кинопроекторах, лингафонных кабинетах, мебели и другом необходимом оборудовании. Но не тут-то было. При первой же попытке выйти с заявкой в вышестоящую инстанцию, все хорошее настроение как ливнем смыло. Правила игры были сложны, нормативные документы запаздывали и, как выяснялось, ничего из намеченного приобрести просто нельзя. "Казначейство не пропустит", - многозначительно поясняли во властных кабинетах.

И вскоре директора школ - люди опытные и в общем-то дисциплинированные - честно признавались друг другу, что встали в тупик. Они сумели превратить школы в комфортные для учеников, привнесли в учебный процесс много нового, передового, за что и были отмечены в числе лучших в России, их учителя получили президентские гранты за качество обучения детей. А перед бюрократическими неувязками, наслоившимися на строгости финансовой дисциплины, получается, были готовы спасовать?

Сказывалось и отсутствие опыта - многие годы директора школ ставили подписи только под зарплатными ведомостями, а все, что давалось школе, получали по централизованным закупкам, лично их никак не касающимся. Им вначале и предложили оформить заявки на Всероссийский конкурс по госзакупкам школьного оборудования и самим остаться от торговли в стороне. На что немедленно ответили отказом четверо воронежских директоров, к мнению которых коллеги привыкли прислушиваться: "Грант дали нам, нам и решать, как распорядиться миллионом правильнее". В конце концов всем школам разрешили расходовать деньги самостоятельно. Но на 10 ноября потратить миллион удалось только нескольким гимназиям и лицеям. В основном сельским, потому что районные муниципалитеты более оперативно, чем в областном центре, разобрались в механизме закупок и делегировали самим школам право создавать котировочные комиссии. Хуже всех дела обстоят в Воронеже. Мэрия затянула формирование котировочной комиссии чуть ли не на месяц и тем самым существенно урезала и без того небольшие возможности для маневра. Ко всему прочему, главным управлением образования области ограничен внутренний срок завершения закупок по президентскому гранту - до 1 декабря (еще месяц оставлен на крайние случаи). Так что директора воронежских школ уже третий месяц находятся во взвинченном состоянии.

Суть в том, что кроме закупок методом котировок цен, когда разрешается приобретать товар на сумму не более 250 тысяч рублей, у школ еще два способа. Один из них - свободный конкурс, при котором платежеспособность покупателей ограничена стоимостью товара до 60 тысяч рублей. Такие товары школы выбрали - разрешенные в конце концов кондиционеры, магнитофоны, телевизоры, школьные доски и тому подобное. Есть тут свои неудобства: если требуется приобрести не один предмет в рамках означенной суммы, а три, то сразу купить нельзя - требуется разбивка на три месяца.

Третий способ - открытые торги, когда разрешается покупать только товар стоимостью свыше 250 тысяч рублей. По мнению педагогов, в данной ситуации этот путь оказался самым выгодным. Но - долгим. Ожидать торгов приходится месяц. Кроме того, в этом случае необходимо, чтобы у поставщиков были оборотные средства, потому что заказчик оплачивает в момент покупки только аванс в 20 процентов стоимости, а все остальное доплачивает после поставок. А если поставщик ограничен в средствах или не имеет в наличии нужный товар, приходится искать другой. А время идет...

Барахтанье в воде в роли новичков в плавании никого не устроило. И не только директоров, но и чиновников от образования. Сегодня все осмысливают урок на тему: "Как потратить миллион". Не случайно директора уже объединились для защиты школьных интересов в ассоциацию, избрав руководителем директора лицея No 1 в Воронеже Анатолия Ханина. Главное, выразила общую мысль директор воронежской гимназии No 7 Татьяна Гаула, чтобы директорам заранее предоставили четкий перечень того, что можно купить, а на местах своевременно создали котировочные комиссии. "Право распоряжаться финансами мы получили, а реализовать его без затруднений не смогли", - об этом сегодня говорят многие директора.

КОММЕНТАРИЙ
Яков Львович,

руководитель главного управления образованием Воронежской области:

- Первый опыт самостоятельного расходования финансов в школах области получился обучающим. Президентский грант вручался в первый, но не в последний раз, и грамотно распоряжаться средствами надо учиться. Да и в последующие годы, как известно, директора школ получат большую финансовую самостоятельность, так что "правила игры" придется всем знать.


Николай Есин,

директор воронежского учебно-воспитательного комплекса No 2:

- Президентский грант дается на укрепление материальной базы школы, на улучшение условий обучения и повышение квалификации педагогов. Поэтому я не согласен распоряжаться деньгами под чью-то диктовку. А мне отвечают, что "...иначе вы их не получите. Пишите заявление, что отказываетесь". Писать отказался, и в конце концов ни на один шаг не отступил от намеченного списка закупок. Правда, взаимоотношения со многими испортил. Но мне это неважно, лишь бы моим детям было удобно учиться.




Опубликовано в Российской газете (Черноземье) N4221 от 14 ноября 2006 г.

Реклама


конец рекламы

Дата публикации: 14.11.2006
Рейтинг док. : 334


Облегченная версия:

В ходе `освоения` президентских грантов директора школ столкнулись с серьезными проблемами











Рейтинг@Mail.ru